Основы SDL

На рис. 2.1 представлена последовательность описания и спецификации системы коммутации с учетом рекомендаций Международного союза электросвязи (ITU). Эта последовательность состоит из трех базовых способов: текстовое неструктурированное описание телекоммуникационной системы, диаграммы SDL, специфицирующие и/или описывающие режимы поведения этой системы; сценарии обмена сообщениями и сигналами на языке MSC, описывающие информационные потоки между блоками телекоммуникационной системы.

Рис. 2.1. Способы описания и спецификаций систем коммутации

Задание 3 курсового проекта предусматривает следующие шаги:

• определение границ SDL-системы модельной АТС;

• определение каналов SDL-системы и передаваемых по этим каналам сигналов;

• разбиение системы на SDL-блоки;

• разбиение SDL-блоков на взаимодействующие процессы;

• определение входных и выходных сигналов, состояний и внутренних переходов для Основы SDL каждого из SDL-процессов;

• составление SDL-диаграмм процессов.

На рис. 2.2 представлен пример SDL-системы, называемой «Соединение», состоящей из двух SDL-блоков: «Телефон» и «Станция», к которым подключены каналы «абонент», «абонентская линия» и «соединительная линия». В квадратных скобках около каналов помещены списки сигналов, которые могут быть переданы по каналу. Каждый сигнал подлежит точному определению в спецификации SDL с указанием значений типов данных, которые могут быть переданы этим сигналом.

Рис. 2.2. Диаграмма взаимодействия блоков

Каждый блок в диаграмме SDL-системы может быть в дальнейшем разделен либо еще на блоки, либо на набор процессов. Процесс описывает поведение в SDL и является Основы SDL наиболее важным объектом в языке.

Процесс в SDL-спецификации имеет конечное число состояний, в каждом из которых он может принимать ряд отправленных этому процессу допустимых сигналов (от других процессов или от таймера). Процесс может находиться в одном из состояний или в переходе между состояниями. Если во время перехода поступает сигнал, предназначенный этому процессу, то он ставится в очередь.

Действия, выполняемые во время перехода, могут заключаться в преобразовании данных, в посылке сигналов к другим процессам и т.д. Сигналы могут содержать информацию, которая определяется на основании данных процесса, посылающего сигнал, и используется процессом–получателем вместе с той информацией, которой располагает сам Основы SDL этот процесс. Помимо процессов, содержащихся в рассматриваемой системе, сигналы могут также направляться за пределы системы во внешнюю среду, а также поступать из внешней среды. Под внешней средой понимается все, находящееся вне SDL-системы.

Отправка и получение сигналов, передача с их помощью информации от одного процесса к другому, обработка и использование этой информации определяют сценарий функционирования SDL-системы. Предполагается, что после выполнения заданного сценария должен быть достигнут определенный результат в поведении специфицируемой системы. Как правило, ожидаемый результат будет заключаться в том, что в ответ на ряд сигналов, поступающих из внешней среды (например, из оконечного станционного комплекта соединительной линии), система Основы SDL совершит определенные действия, оканчивающиеся передачей сообщений во внешнюю среду (в этот же станционный комплект соединительной линии и/или в другой программный процесс управления посылкой тональных сигналов, в процесс запроса информации АОН и т.п.).



Пример процесса «Тастатура» приведен на рис. 2.3. Пустой символ в верхнем левом углу означает начало процесса. Он ведет к исходному состоянию, в котором процесс может принять два входных сигнала: «Клавиша» или «Готово».

Все переменные являются локальными для процесса. Символы ниже входных сигналов являются символами задачи для внутренних действий процесса. Задача может быть формальной или содержать неформальный текст в одинарных кавычках, как это имеет место на рис Основы SDL. 2.3.

Под правым символом задачи находится символ выхода «Передача», который означает передачу сигнала. Содержанием сигнала является значение локальной переменной.

Рис. 2.3. SDL-диаграмма процесса “Тастатура”

Графические символы SDL, используемые в этом примере и в других главах книги, приведены в первой колонке таблицы 2.1. Рядом помещены соответствующие этим графическим символам понятия и их обозначения в программоподобной версии SDL. Каждому такому понятию, как, например, состояние процесса, сигнал, задача, решение, запрос создания процесса, старт процесса, его остановка, вызов процедуры, вызов макро, возврат из процедуры, выход из макро, и др. соответствует определенный графический символ (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1. Символы языка SDL

SDL/GR SDL/PR Значение символов
STATE Основы SDL NEXTSTATE состояние, следующее состояние
TASK задача
INPUT входной сигнал
OUTPUT выходной сигнал
SAVE сохранение
DECISION решение
CALL вызов процедуры
MACRO вызов макро
CREATE запрос создать процесс
ALTERNATIVE Опция

Окончание таблицы 2.1

SDL/GR SDL/PR Значение символов
STOP Остановка
RETURN возврат из процедуры
ENDMACRO выход из макро
START старт процесса
PROCEDURE начало процедуры
MACRO вход в макро
EXPANSION расширение текста
COMMENT Комментарий
X: JOIN X входной соединитель выходной соединитель
Все
[. . .] все, кроме
PROVIDED посылаемый сигнал

Граф процесса в SDL-диаграмме состоит из набора графических символов, которые соединены линиями, указывающими направление потоков. Каждому символу приписывается имя. Если в диаграмме присутствует несколько Основы SDL символов состояния с одним и тем же именем, то все они означают одно и то же состояние. В символах, представляющих ввод, вывод и сохранение сигнала, должно быть указано его имя. Аналогичным образом, текст помещается в символах задачи и решения.

При соединении символов в диаграммы необходимо соблюдать определенные правила. Эти правила следующие:

• за символом состояния может следовать только символ ввода или символы ввода и сохранения;

• символ ввода (сохранения) может следовать только за символом состояния;

• за символом ввода может следовать любой (один) символ, кроме ввода и сохранения;

• за символом задачи или вывода следует любой (один) символ, кроме ввода или сохранения;

• за символом решения Основы SDL следует n (n≥2) символов, которые могут быть какими угодно, кроме символов ввода и сохранения;

• за символом сохранения не следует ничего.

Решение – выбор одного из альтернативных действий в зависимости от существенных для дальнейшего функционирования процесса результатов анализа/проверки параметров, связанных с входными сигналами, и информации, хранимой в памяти процесса. Другими словами, символ решения определяет выбор одного среди нескольких (n≥2) путей продолжения перехода.

Задача – вопрос, который требует выполнить внутри перехода ряд действий, связанных с манипулированием входными или выходными параметрами, работой с памятью, вычислениями, но не являющихся ни решением, ни выводом, ни созданием процесса, ни вызовом процедуры или макроса.

Дивергенция Основы SDL внутри перехода в диаграмме SDL может возникнуть в одной из следующих ситуаций: между символом состояния и соответствующими ему символами ввода и сохранения; после символа решения; после символа опции.

Более подробно с языком SDL можно познакомиться в главе 2 тома 1 [3].


documentaycbzvd.html
documentaycchfl.html
documentayccopt.html
documentayccwab.html
documentaycddkj.html
Документ Основы SDL